» » Общественный транспорт сегодня

Общественный транспорт сегодня

Александр Шмарин подвел итог последних трех лет работы общественного транспорта.

Когда в оренбургских СМИ или Интернете поднимается тема общественного транспорта, в основном говорится о проблемах, и, зачастую, встречаются негативные отзывы и комментарии.

Никто не отрицает и не скрывает, что на сегодняшний день ряд проблем присутствует, и все же положительных результатов не меньше. Говорить о том, что за три года ничего в Оренбурге не изменилось в сфере пассажирского транспорта, может либо человек лукавый, либо очень-очень забывчивый. Пассажирский транспорт три года назад и сегодня в корне отличаются друг от друга.

Начнем с положительных моментов. Как раз, три-три с половиной года назад появилась социальная транспортная карта. Человек, который оплачивает проезд сам (наличными), на себе не почувствовал действие этой услуги. А вот 4 500 льготников довольны тем, что такая услуга в общественном транспорте существует. Кстати говоря, транспортную карту в этом году не отменят.

Три года назад не было системы навигации и общего диспетчерского центра, который на сегодняшний день действует. Практически 95% автобусов оснащены системой навигации и ГЛОНАСС.

Что касается самих автобусов, то на 70% техника новая или эксплуатационный период не превышает трех лет. Это так и есть. Да, это ПАЗ, но, тем не менее, автобус, который имеет сертификат городского по закону. Практически все автобусы переоборудованы под использование экологического топлива — метан и пропан. В экологическом плане это очень хорошо.

Проблема того, что это ПАЗ, а не какой-нибудь другой автобус, кроется в низкорентабельном тарифе и в отсутствие государственно-частного партнерства. На сегодняшний день тариф позволяет покупать и обслуживать только автобусы ПАЗ. Другой реальной альтернативы за такую же стоимость пока нет. Чтобы в нашем городе появился автобус, пусть даже отечественного производства стоимостью порядка 7,5 миллионов рублей, на экологическом топливе, с низкой посадкой, что дает возможность перевозить инвалидов-колясочников, и с кондиционером, тариф должен быть 33 рубля. Что конечно просто нереально. На сегодняшний день в Оренбурге самый маленький тариф во всему ПФО. В социальном плане это тоже положительный момент. В других городах Приволжского округа стоимость проезда уже выше 20 рублей.

Шмарин Александр Анатольевич

Из положительного, также, стоит отметить, что прекратились дорожные войны. Их нет, и это факт! Компании перевозчиков, которые представлены на рынке, в основной своей массе думают уже на будущее. Изменился менталитет бизнеса, изменился сам бизнес пассажирских перевозок. Он стал более профессиональным. И это тоже факт.
На сегодняшний день в час-пик интервал между автобусами на ключевых маршрутах три минуты, и это достаточно хорошее время. Да, в вечернее время, особенно после 23:00 попасть на автобус проблематично, но никто и не говорит, что каждого запоздалого общественный транспорт обязан куда-то отвезти. Ни в одной стране мира общественный транспорт не несет функцию такси. Это нужно понять нашему гражданину. Общественный транспорт должен привезти человека на работу и с работы, и выполнить остальные функции в дневные часы. В 22:30 последний автобус уходит с конечной. Получается, что в полночь с центра идет последний автобус.

В одиннадцать часов вечера автобусы не будут ходить каждые три минуты, этого не будет никогда. И не надо говорить, что это плохо и неправильно, такого просто никогда не будет. Если в одиннадцать вечера ты выходишь с работы, то это вопрос к нерадивому работодателю: как тебе добираться до дома? А уж если задержался в гостях, то необходимо иметь средства для того, чтобы вызвать такси.

Теперь перейдем к проблемам, которые за три года, к сожалению, решить не удалось. У людей отрицательный настрой, есть ощущение, что все плохо. Объяснить недовольство горожан можно следующим. Мы определенный этап развития прошли, теперь нужно двигаться дальше, а дальше тупик.

Создаются программы развития отрасли, производятся расчеты, подготавливаются предложения, но ситуация складывается такая, что без государственно-частного партнерства и поддержки изменить что-либо очень трудно. Чиновники прекрасно понимают это, но на любые предложения мы слышим в ответ только одно: в бюджете денег нет.

Негатив населения понятен, как бы хорошо мы не работали согласно сегодняшней стратегии. Людям нужны изменения, нужен рост. По поводу переполненных автобусов вот, что могу сказать. Мы провели анализ по пассажиропотоку на всех городских маршрутах и выявили, что всего лишь 30 минут утром и 30 минут вечером автобусы идут переполненными. У каждого маршрута это время различается на 15-20 минут. Чтобы разгрузить этот пассажиропоток, необходимо приобрести 30 автобусов большой вместимости. Автобусы эти распределить по маршрутам и пускать их утром и вечером. И ситуация изменится. Это можно сделать в рамках того же самого государственно-частного партнерства, то есть, чтобы 80% капитальных вложений оплатило государство. Сегодня муниципальный транспорт ездит на маршрутах, где, может, и не нужны эти автобусы, при этом оплачивается 100% капитальных вложений и 50% эксплуатационных. Частные компании просят государство оплатить 80% капитальных вложений, эксплуатационные и иные расходы мы берем на себя, но в ответ пока тишина.

Еще одна огромная проблема – это уровень водителей. На 80% негативное отношение к общественному транспорту – это вопросы к водителю. Проблема существует и в нашей компании. Причины проблемы в следующем. Во-первых, нехватка водителей катастрофическая. Во-вторых, уровень водителей иногда оставляет желать лучше. Да, больше половины работающих — люди не пришлые и для них быть водителем общественного транспорта призвание. Но есть и нерадивые. Их процент не столь велик, но такая проблема есть и я это признаю. Поэтому мы – перевозчики — планируем 1 декабря ввести так называемый «черный список» водителей. В этот «черный список» попадут те водители, которые определенное количество раз становились виновниками ДТП, хамили пассажирам, на которых постоянно поступают жалобы. Как результат введения этих списков, надеемся увидеть улучшение качества обслуживания.

Вот вам и результат трехлетней работы: решен вопрос с перебоями на маршрутах, на линию выходит техника в надлежащем состоянии. Мы постоянно работаем над улучшением качества перевозок. И если государство пойдет навстречу, как это делается во всех развитых странах, то мы сможем радовать наших пассажиров абсолютно новыми и современными автобусами повышенной комфортности. Но вопрос этот пока открыт.