» » Новый этап – всегда хороший повод вспомнить, как все начиналось

Новый этап – всегда хороший повод вспомнить, как все начиналось

Годы перестройки для Оренбурга были испытанием на прочность. Сегодняшние школьники и студенты взрослеют уже совсем в другой стране, в другой экономической ситуации. Что такое стресс перестройки они не могут представить даже умозрительно. А вот трудоспособная часть оренбуржцев и старшее поколение помнит. К сожалению, смена политического курса для всей страны оказалась болезненной. В 1996 году мэр Оренбурга Геннадий Донковцев выступил по телевидению с призывом выехать на маршруты всем, у кого есть автобусы, чтобы спасти город от транспортного коллапса. И люди откликнулись. Ни о какой конкурентной борьбе первое время и речи не шло. Об этом я могу судить по собственному опыту. Свой трудовой путь я начал в кондукторском кресле в 1997 году. Когда я купил свой первый автобус и пришел заключать договор с городской администрацией, мне прописали сразу пять (!) маршрутов на один автобус и добавили на словах – где понравится, там и езжай. Однако уже вскоре – всего через несколько лет – число перевозчиков стремительно выросло и примерно вдвое превысило объективную потребность. Нормативно-правовая база в условиях новой рыночной экономики только формировалась, так что, контролировать рынок органам исполнительной власти было трудно. К сожалению, в этот период времени эту функцию начал выполнять криминалитет. Драки на конечных остановках, «разборки» стали привычным явлением. Как бы в случайных пожарах горели автобусы. С технической точки зрения состояние парка было крайне удручающим. Назвать разношерстные автобусы того времени просто старыми – это значит, почти ничего не сказать… Ведь их нередко пригоняли из каких-то глухих деревень, за копейки выкупали списанные на металлолом и собирали заново. Ответственным участникам рынка стало очевидно, что дальше так функционировать нельзя. И я, как один из вдохновителей и активных сподвижников самоорганизационного движения транспортников, выступил с идеей выработать единые понятные и устраивающие большинство правила. По ним возможность выезда на маршрут получал только тот, у кого имелся договор с городским управлением пассажирского транспорта. А все споры между частниками мог урегулировать выбранный открытым голосованием бригадир. Меня, несмотря на 23-летний возраст, избрали бригадиром 52-го маршрута. Сокращение машин до разумного предела с 65 до 28 далось нам, конечно, нелегко. Однако, с этого момента начался новый этап существования рынка частных пассажирских перевозок. Были, конечно, в то время и попытки захвата рынка, и выяснение отношений, и забастовки, и всплески обоснованного недовольства пассажиров. Но именно в то время активно выстраивался механизм взаимодействия с городским управлением пассажирского транспорта. Все стороны понимали, что мы друг без друга работать не сможем. Пока нагромождались конфликты, отрасль не развивалась. В 2012 году в Оренбурге мы смогли справиться со взаимными претензиями. Город разработал понятные и прозрачные правила участия в конкурсах, разработал концепцию развития транспорта. У бизнеса появилась возможность развиваться, потому что появились гарантии со стороны исполнительной власти. На городские улицы вышли 800 новых автобусов, купленных в кредит и в лизинг. Началось обновление и муниципального парка. Была создана единая диспетчерская служба, к которой подключились все перевозчики, благодаря чему муниципалитет стал на 100% контролировать работу общественного транспорта. Следующий цикл должен был начаться в 2017 году. Однако, в это время появились очередные желающие переделать рынок частных пассажирских перевозок для себя. Не буду описывать того, что происходило в транспортной сфере Оренбурга за последние два с половиной года: суды, информационную грязь, заказные проверки, попытки узурпации власти, обман, предательство. Вся эта история уже есть в социальных сетях и в СМИ. Но главное не в этом. Сейчас решается вопрос о том, как будет развиваться транспорт в Оренбурге ближайшие годы. Мой профессиональный опыт говорит о том, что монополизировать этот рынок нельзя ни в коем случае. Именно конкурентность дает ему возможность развиваться, расти и совершенствоваться. На мой взгляд, развитие пассажирского
транспорта в Оренбурге должно придерживаться определенных принципов:

  • Здоровая конкурентная среда, категорическое «нет» монополизации: любая компания не должна владеть более чем 30% рынка.
  • Открытая разработка понятной транспортной схемы за год до проведения очередного конкурса
  • Разработка и утверждение стандартов пассажирского транспорта с указанием цвета автобусов, их внутреннего наполнения, а также интервалов движения и других параметров
  • Акционирование МУПов. Данная форма хозяйствования – откровенный пережиток прошлого, о чем не раз говорил Президент страны
  • Полный отказ от наличного расчёта
  • Проведения торгов только по 44-ФЗ, отказ от непрозрачных схем с государственно-частным партнерством
  • Переход на оплату транспортным компаниям за километры, а не за пассажиров. Первое контролировать легко и просто, второе – крайне проблематично
  • Обсуждение маршрутной сети сначала с профессиональным сообществом, а затем в публичном формате с общественными организациями и всеми заинтересованными пассажирами
  • Отдельно хочу обратить внимание на то, что работающие в Оренбурге пассажирские транспортные компании готовы вкладывать деньги в развитие отрасли и рисковать. Причем рисковать не государственными, а собственными деньгами, имуществом и репутацией. Взамен им требуется, по большому счету, только одно: понятные долгосрочные и гарантированные правила игры.

До конца месяца на маршруты в Оренбурге выйдут 30 автобусов. Мы выполнили свое обещание, которое давали губернатору Денису Владимировичу Паслеру. Почти 400 миллионов рублей было инвестировано в развитие пассажирских перевозок. И эти инвестиции – только начало! Конечно, для нас это очень серьезный новый этап работы в Оренбурге. Новые машины – это не только ощущение праздника, позитивной силы изменений. Это еще и ответственность: за бизнес, за город, за людей, за всю нашу отрасль. Сейчас наступил очередной непростой момент. Как и любой другой сегмент реальной экономики за последние два десятка лет пассажирские перевозки прошли серьезный естественный отбор. Это серьезный рынок, на котором могут работать только профессионалы. Просто менеджерам, у которых есть деньги, но нет опыта, тут не выжить. Транспорт не терпит дилетантов. Слишком много норм, правил, формул нужно знать, чтобы быть эффективным.